Образовательный проект Леонида Некина

Главная > Образование > Критика школы >

<< Назад  |   Оглавление  |   Далее >>

Хвала учебе — проклятье школе

1. Предисловие. Легенда о всеобщем и бесплатном образовании

Будущий общественный статус ребенка, который родился сегодня, нельзя предсказать даже приблизительно. Его место в человеческой иерархии может оказаться где угодно: как на самом верху, в кресле главы государства, так и в самом низу, в луже под забором, в обнимку с пустой бутылкой водки. Впрочем, если исходить из того факта, что президент в нашем государстве только один, а количество алкоголиков и наркоманов исчисляется миллионами, то естественным образом напрашивается предположение, что шансов спуститься на самое дно у сегодняшнего новорожденного всё же много больше, чем подняться до самой вершины.

Подобное положение вещей существовало далеко не всегда. Испокон веков человечество было разделено на всевозможные сословия и касты. Ребеночек не успевал родиться — а все уже знали, кем ему предстояло стать: государем-императором или презренным рабом. Это было несправедливо, но очень практично. Человеческие ресурсы не расходовались зря на борьбу за место под солнцем, и каждый занимался своим предопределенным делом, благо что здоровый человеческий детеныш наделен от рождения одинаково хорошими задатками как для ношения императорской короны, так и для рабского послушания.

Поскольку подавляющее большинство людей были заранее обделены властью и богатством — по причине их «подлого» происхождения, — то неизбежно вставал вопрос о социальной стабильности. Эта стабильность достигалась, помимо прочего, внедрением в сознание масс мировоззренческой легенды, которая изящно сочетала в себе два, казалось бы, противоречивых представления. Легенда, во-первых, гласила, что власть и богатство даются от бога, а во-вторых, — что бог не любит тех, кого наделяет этими дарами, «ибо легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богачу войти в царствие небесное». Утверждалось также, что бесправие и нищета — это лишь временные испытания. Надо только покориться участи и не роптать, и тогда земное смирение будет многократно вознаграждено после смерти вечным блаженством на небесах.

В реальности прыткие люди частенько находили лазейку наверх, но никому не позволялось открыто отступать от сюжета легенды. Гришка Отрепьев не мог бы вступить на царский престол, не объяви он себя Дмитрием, потомком Рюрика. И не так уж важно, что его самозванство с самого начала не являлось ни для кого тайной — важно, что проформа была соблюдена.

Те времена давно миновали, и нынешние правители, может быть, что-то и фальсифицируют, но только не свое происхождение. Сюжет легенды, призванной стабилизировать общество, поменялся. Теперь, для того чтобы оказаться в верхней части социальной пирамиды, человеку надо проявить способности и иметь хорошее образование (или хотя бы диплом, удостоверяющий его наличие).

Заботу об образовании несовершеннолетних детей полностью и безвозмездно берет на себя государство. Родителям достаточно отвести ребенка в школу и просто подождать одиннадцать лет. За это время квалифицированные педагоги дадут ребенку все необходимые знания и проверят, много ли он взял из того, что они ему дали. На основании этого они сделают вывод о его способностях и вынесут предварительный вердикт о его будущем месте в обществе. Таким образом, все дети получают равные возможности, независимо от своего социального происхождения.

Новая легенда принципиально не предполагает сколь-нибудь активного участия родителей в образовательном процессе. Они лишь обеспечивают ребенка карандашами, тетрадками и другой мелочовкой, следят за тем, чтобы он исправно выполнял домашние задания, да еще, пожалуй, получают от учителей нагоняи за его плохое поведение в школе. Считается, что профессиональные педагоги владеют какими-то особыми секретами преподавания и, если бы родители сами вздумали чему-либо научить своих детей, у них бы ничего не вышло.

По всей видимости, большинство матерей и отцов вполне удовлетворены подобным положением вещей. В их жизни и без того достаточно хлопот, и если государство так добро, что снимает с них заботу о просвещении потомства, тем лучше. В то же время среди некоторых родителей постепенно растет понимание, что вместе с «лишней заботой» у них забирают еще кое-что — что-то такое, что отдавать в чужие, казенные руки совершенно недопустимо.

Доверив ребенка школе, мы больше не влияем на то, чему и как его учат. Мы отрезаны от круга его повседневного общения и можем лишь смутно догадываться о системе ценностей, которую ему прививают. Теперь уж не нам судить о его способностях, и в конечном счете вопрос о том, какое место в общественной иерархии он займет в будущем, будет решен без нашего участия.

29.11.2021