Образовательный проект Леонида Некина

Главная > Образование > Письмо >

Как правильно держать ручку при письме (если ребенок — правша)?

Я начинаю обучать своих детей письму примерно за год до их поступления в школу. Я хочу, чтобы к тому времени, когда они впервые услышат слово «орфограмма», они уже умели выводить буквы достаточно уверенно.

Я сажаю ребенка за стол, вручаю ему ручку и... Вот тут-то и начинаются первые трудности. Как, собственно, эту ручку правильно держать?

Я принадлежу к первому поколению тех людей, которым в школе разрешили пользоваться шариковыми ручками, и моей постановкой руки никто не занимался. Родители, глядя на то, как я вывожу каракули, лишь качали головой и недоумевали: «До чего же по-дурацки ты держишь ручку! Обратный конец ручки должен смотреть в правое плечо, а он у тебя смотрит не пойми куда! Неужели учительница разрешает вам так писать?»

Я пробовал пару раз развернуть ручку так, чтобы ее обратный конец смотрел в правое плечо, но это показалось мне так неудобно, что я моментально отказывался от этой затеи.

Много лет спустя, когда я принялся за обучение своего старшего сына Дениса, недоуменные возгласы моих родителей как-то выветрились у меня из головы. Я считал себя большим экспертом по части письма. Я исписал в своей жизни не один килограмм бумаги, а мой почерк представляет предмет моей особой гордости. Я показал Денису, как я сам держу ручку, и дал ему инструкцию, чтобы он держал ручку точно так же.

Не тут-то было!

 

Интернет-магазин RAZVIVALKI.RU:

Ручка-самоучка для правшей и левшей позволяет без усилий выработать правильную постановку пальцев ребенка при обучении письму.

Пропорции детской руки не такие, как у взрослого, и Денис, в принципе, не мог держать ручку так же, как я. С грехом пополам мы добились чего-то приемлемого, и это положение руки было принято за обязательный стандарт. В первых классах Денис поражал всех красотой выводимых им букв, а потом... потом мы на несколько лет переехали в Германию. Немецкие школы не даром считаются самыми худшими в Европе.

В немецких школах строго регламентировано, какими письменными принадлежностями должны пользоваться ученики. Первые два года школьники пишут карандашом, а все остальные одиннадцать лет учебы — в обязательном порядке перьевой ручкой. По окончании школы перьевой ручкой никто никогда не пользуется.

Немецкая учительница фрау Шмидт, подивившись на красоту Денисиного почерка, заставила меня приобрести для него перьевую ручку (по-немецки — фюллер), и с тех пор его почерк стал стремительно портиться. Со свойственной мне дотошностью я принялся разбираться, в чем дело.

Я предпринял тогда первую в своей жизни попытку писать перьевой ручкой. Я купил для своих экспериментов самый дешевый фюллер, и он в моих руках просто отказывался писать. Я позаимствовал ручку у Дениса — и дело пошло не лучше. Хотя Денисин фюллер и был не из дешевых, однако ж ребенок успел за месяц привести его почти в полную негодность: перо было свернуто на сторону и кончик его раздваивался.

Тут и настало время припомнить старое правило: обратный конец ручки должен смотреть в правое плечо. Если я держал мой дешевый фюллер именно так, то он действительно начинал писать. В этом положении ручка сильно наклонена к бумаге, и основные (вертикальные) линии букв проводятся параллельно прорези на пере. Я надавливаю на шарообразный набалдашник на кончике, от этого две половинки пера слегка расходятся в стороны, прорезь становится шире, и по ней чернила благополучно стекают на бумагу.

Если же фюллер держать на манер шариковой ручки — торчком, так что обратный конец слегка наклонен в правую сторону, — то основные линии букв приходится проводить перпендикулярно прорези на пере. От этого прорезь зажимается, и чернила на бумагу не стекают.

— Разве вам фрау Шмидт не объяснила, как правильно держать фюллер? — поинтересовался я у Дениса.

— Нет.

— Не может быть! Ведь если его не так держать, так он же совсем не пишет!

— Если надавить посильнее, то пишет.

Я отобрал у Дениса фюллер и дал вместо него то, чем он писал раньше — капиллярную ручку (тонкий фломастер, по-немецки — фильц). Фрау Шмидт вызвала меня в школу.

— Это правда, что вы не разрешаете Денису писать фюллером? Так не пойдет. У нас нельзя писать фильцем. У нас все дети пишут фюллером! — заявила она угрожающе.

— А это правда, что вы им не показали, как надо держать фюллер? — отвечал я.

— А что тут показывать: фюллер надо держать точно так же, как и карандаш.

Я попросил ее продемонстрировать, чтo, на ее взгляд, является правильной постановкой руки. Разумеется, фюллера в ее сумочке не оказалось. Она достала фильц и накарябала им пару неразборчивых слов. Она держала его торчком, с небольшим наклоном вправо — точь-в-точь как я привык держать шариковую ручку.

— И вы считаете, что и фюллер держат точно так же?

— Конечно.

— Тогда у меня больше нет вопросов. Только фюллер я Денису не отдам. Пусть пишет фильцем.

— Но так нельзя! Вы будете разговаривать с ректором! Если он разрешит, тогда можете писать чем хотите. Я должна исполнить свой учительский долг.

В скором времени меня вызвали к ректору школы, херру Эзелю. К этой встрече я хотел подготовиться со всей ответственностью. Я принялся разыскивать информацию о правильной постановке руки при письме. Я основательно порылся в немецко- и русскоязычном интернете, но ничего не нашел. Огромное количество веб-страниц посвящено тому, как надлежит держать ручку левшам, но о правшах даже не упоминается. Я пошел в библиотеку и просмотрел множество книг по каллиграфии и стенографии. И снова: о постановке руки — ни гу-гу. Пришлось мне свою аргументацию основывать не на авторитетных источниках, а на логике и здравом смысле.

— Мы опытные педагоги, — заявил херр ректор Эзель, вертя в руках фильц. — Мы лучше знаем, как лучше. Было проведено множество исследований, и все они показали, что красивый почерк можно выработать только с помощью фюллера.

— Как замечательно! — ответил я. — Я как раз в последнее время очень интересуюсь этой темой. Дайте мне, пожалуйста, ссылку хотя бы на одно такое исследование.

— Мы опытные педагоги. Вы должны нам доверять. Раз мы так говорим, значит, так оно и есть. Вам не нужно спрашивать у нас никаких ссылок.

Тут меня посетило вдохновение и я произнес целую речь:

— Вы знаете, херр ректор, я тоже на днях провел одно любопытное исследование. Я научился писать фюллером в стиле «классика» — так, как наставляли меня когда-то папа с мамой: чтобы обратный конец ручки смотрел в правое плечо. До сих пор я всю жизнь писал стилем «модерн» — так, как это делаете Вы и фрау Шмит и как пишет теперь большинство человечества. «Модерн» хорош для современных письменных принадлежностей — шариковых ручек, роллеров, фильцев, маркеров. Эти ручки пишут лучше всего, когда расположены торчком к бумаге. На практике, их приходится слегка наклонять вправо, чтобы видеть кончик, которым пишешь.

Но у стиля «модерн» есть один очень серьезный недостаток. Дело в том, что рука опирается на внешнее ребро ладони и согнутый мизинец. Вот из-за мизинца и возникают проблемы. Во время письма мизинец не стоит на месте, а рефлекторно повторяет движения остальных пальцев. При этом он трется о стол, и на это трение расходуется огромное количество энергии. Рука быстро устает. Стоит исписать страницу — и такое ощущение, что рука вот-вот отвалится.

Вам, херр ректор, приходится подписывать множество бумаг. Вы, наверняка, знаете такой эффект. Если Вы ставите подпись внизу какого-либо документа и не подкладываете под руку дополнительного листа бумаги, то рука просто липнет к столу. Оказывается, что поставить подпись не так-то просто, — особенно в жаркую погоду, когда руки потные.

И еще одна маленькая деталь. Вы, херр ректор, сами были когда-то студентом. Не было ли у Вас в ту пору на среднем пальце вмятины от ручки из-за долгого писания? Наверняка же была!

 

И вот пару дней назад я попробовал писать «классикой». Вы знаете, ощущение такое, будто я долго-долго ехал на велосипеде по песчаной дорожке и выехал наконец на асфальт. Я почувствовал настоящее облегчение. Рука опирается на запястье и на саму ручку, обратный конец ручки смотрит в плечо, мизинец висит в воздухе и ни обо что не трется. Ну разве что самый его кончик слегка касается бумаги. Такая манера письма не требует почти никаких механических усилий. Так можно писать сколь угодно долго — рука не устает. Да и вмятины на среднем пальце не образуется, потому что ручка давит не на палец, а на бумагу.

«Классика» идеально подходит для фюллера, но плоха для фильца, потому что ручка сильно наклонена к бумаге. Как ни странно, «классика» вполне годится для шариковых ручек и для всех их современных разновидностей. В наклонном положении эти ручки пишут лишь ненамного хуже, чем торчком. Разумеется, если с наклоном перестараться, то шариковая ручка вообще перестает писать, но такого супер-наклона в «классике» и не требуется.

Я думаю, херр ректор, что ваша немецкая система школьного преподавания была изначально очень разумна. Малышам-первоклашкам трудно дается «классика». Руку с детскими пропорциями очень неудобно держать так, чтобы она опиралась только на запястье. Поэтому детям давали карандаш и разрешали на первых порах писать «модерном». Когда они подрастали, карандаш заменяли на фюллер и переучивали на «классику». Собственно, и переучивать тут особо нечему: просто руку надо несколько развернуть в предплечье, а всё остальное становится на свои места автоматически.

Так у вас, наверное, и было записано в древней инструкции: начиная с такого-то возраста школьники должны писать фюллером. Тут, конечно, важен был не фюллер сам по себе. Подразумевалось, что дети переходят на «классику». «Классика» — исключительно полезная вещь для всех, кому приходится много писать, и, в первую очередь, для старшеклассников и студентов.

Но вот что интересно. Мне недавно попалась на глаза реклама фирмы «Пеликан». Они выпускают фюллер, который предназначен специально для школьников. В своей рекламе они с гордостью подчеркивают, что их фюллер прекрасно пишет в любом положении. Но если так, то зачем переучивать ребенка на «классику»? Вручим ему пеликановский фюллер — и пусть пишет как попало! Неудивительно, что весь смысл древней инструкции нынче совершенно забылся, осталась только одна проформа.

— Так чем же Вы возмущаетесь? — вступила в разговор фрау Шмидт, которая тоже присутствовала на этой встрече. — Ради бога, пусть Денис пишет этой самой «классикой». Мне лично всё равно, как он будет держать ручку. Главное, чтобы он писал фюллером. Во всем должен быть порядок.

— А кто его научит писать «классикой»?

— Вот Вы и наýчите. Вы же так прекрасно во всем разбираетесь.

— Я только и делаю, что учу своих детей тому, чему их не учат в школе. Я, безусловно, научу Дениса «классике». Но только я сделаю это тогда, когда сам посчитаю нужным. Например, во время летних каникул, а не сейчас, посреди учебного года. Вы же не освободите его от всех письменных работ на время нашей учебы. Так что пусть пока попишет фильцем.

— Мы опытные педагоги, — сказал херр Эзель. — И во всем должен быть порядок.

— Правильно ли я Вас понимаю, херр ректор, — спросил я, — что Вы будете вынуждены исключить Дениса из школы, если я не дам ему фюллер?

Этот вопрос как будто испугал херра Эзеля. Он отчаянно замахал руками:

— Нет, нет, конечно, нет! Речь идет совсем не об этом!

И после паузы:

— Так Вы говорите, что вы живете здесь, в Германии, только временно.

— Именно так.

— И когда вы уезжаете обратно в Россию?

— На следующий год.

— Ну, ладно. Фрау Шмидт, в виде исключения, пусть он пишет фильцем.

— Но херр Эзель! А учительский долг! А порядок! Во всём...

— Ш-ш-ш! Фрау Шмидт, Вы так всем и объясните: он уезжает в Россию, и только поэтому, в виде исключения...

Я очень благодарен фрау Шмидт и херру Эзелю. Если бы не их любовь к порядку, я бы так никогда и не разобрался во всех тонкостях письма разными стилями.

Я взял теперь за основу «древнюю немецкую инструкцию». Поначалу мои дети учатся писать «модерном». Только я даю им не карандаш, а фильц — то есть, пардон, капиллярную ручку. Карандаш оставляет на бумаге слишком бледные следы и к тому же быстро тупится. Его надо постоянно подтачивать, и если доверить этот процесс ребенку, то отходы — стружка и графитовая пыль — будут потом равномерно распределены по всему полу. Шариковых ручек я тоже не люблю. Они тоже пишут слишком бледно, с отвратительными прожилками, и провоцируют на то, чтобы давить на них изо всех сил. Из капиллярных ручек я, не отличаясь оригинальностью, предпочитаю «Stabilo point 88». Эта ручка нравится мне тем, что она тоненькая, легкая и оставляет на бумаге яркий след почти без нажима.

Капиллярная ручка хороша еще и потому, что позволяет легко выявить чрезмерное напряжение руки. Дети склонны к тому, чтобы вцепляться в ручку мертвой хваткой. Иногда потрогаешь у них кисть руки — и она кажется твердой, как сталь. На глаз этого может быть и не заметно. Но если ребенок пишет капиллярной ручкой, то при слишком сильном нажиме линии получаются очень толстыми, и кончик ручки быстро измочаливается. Имея такую великолепную обратную связь, ребенок начинает следить за тем, чтобы рука постоянно оставалась расслабленной.

Следует заметить, что школьные тетради отечественного производства, как правило, не предназначены для письма капиллярной ручкой. Они изготовляются из такой плохой бумаги, что «капиллярные» чернила расплываются на ней, как на промокашке. К счастью, при домашнем обучении школьные тетради не обязательны.

Капиллярная ручка и «модерн» остаются у нас «закреплены» за кириллицей. Когда же приходит время осваивать латиницу, я вручаю ребенку перьевую ручку и приобщаю к «классике». При этом весь процесс учебы осуществляется как бы заново, так что даже переучиваться не надо.

18.04.2007, отредактировано 07.06.2012

Дополнение. Подробности о классической постановке руки можно прочитать в ходящем по интернету дореволюционном учебнике по каллиграфии, который можно скачать, например, тут.

Иллюстрации

 

Как правильно держать ручку. Постановка руки при письме. Стиль «модерн»

«Модерн»

Как правильно держать ручку. Постановка руки при письме. Н. Н. Ге. Портрет писателя Льва Николаевича Толстого
Как правильно держать ручку. Постановка руки при письме. Стиль «классика»

«Классика»

Н. Н. Ге. Портрет писателя
Льва Николаевича Толстого

 

Интернет-магазин RAZVIVALKI.RU:
Ручка-самоучка для правшей и левшей позволяет без усилий выработать правильную постановку пальцев ребенка при обучении письму.

 

 

 

Вопросы и комментарии

21 июля, 2020 - 19:10

Лилия

Очень интересно про опыт обучения письму в немецкой школе.
В подтверждение слов Леонида могу сообщить, что в некоторых землях Германии школьная программа начальной школы до сих пор предусматривает обязательное использоавние перьевых ручек. Мой племянник в четвертом классе пишет только перьевой ручкой. Пальцы постоянно синие, все вещи в чернильных пятнах. Отсюда я делаю вывод, что о правильной постановке руки (чтобы пальцы не скатывались до пера и не марались) учительница ему не говорила. На красоту почерка использование перьевой ручки в данном случае никак не влияет - красивее он не становится.
Мне не понятна такая приверженность немецкой школы к этим перьевым ручкам. Они, действительно, давно уже не те перья, которые пишут только при точной классической постановке руки, потому как снабжены на кончиках пера двумя полушариками, облегчающими движение пера по бумаге. Да, этой ручкой можно писать чернилами, которые можно удалять специальным корректором для чернил. Но уверенность в том, что в любой момент можно исправить ошибку, на мой взгляд, только расслабляет ребенка.

 Ответить  

28 января, 2020 - 11:55

Виктория

Да, с процессом обучения письму полная неразбериха, и я бы не разбиралась в этом если бы сама была безграмотной, что очень мне усложняет жизнь. Надеяться на школу не приходиться. Кстати вспомнился случай, когда я сидела с соц. учреждение, одна добрая тетя решила развлечь моего 3.5 года сына и дала ему порисовать карандашами..... Мой сын рисовал ими а линии не видно, и она меня упрекнула меня, что он у вас только фломастерами пишет, пусть рисует карандашами..... С тех пор я прям заставляла сына рисовать только карандашами, благо в последние года детские карандаши мягкие)))) Сейчас думаю надо и тем и тем. Хотя вспоминая свое дошкольное время, мы много рисовали красками, всякие гжелевские росписи и прочие завиточки, то есть без нажима. А у знакомой сын в первом классе стал писать дрожащими буквами в итоге диагноз - защемление шейного позвонка. И еще заметка из жизни - это дедушка с бабушкой у которых хороший почерк и грамотное письмо, причем они говорят, что не знают правил...... Теперь сама в поисках.... Мой класс из 25 человек (93-2003) грамотных 5 человек (я не в их числе, правила на 5- диктант 2) и быстрое и выразительное чтение у них же..... мне кажется, что не в детях тут дело))))
Благодарна, что делитесь своим опытом.

 Ответить  

22 декабря, 2018 - 21:50

Павел

Здравствуйте. Подскажите работают преимущества классики при письме стоя и других нестандартных положениях? Или если ориентироваться на такой вид письма то не стоит тратить время на переучивание?

23 декабря, 2018 - 12:34

Леонид Некин

Леонид Некин's picture

При письме стоя за высоким столом преимущества классики работают. При записи стоя в блокнот, находящийся в руках, - пожалуй, нет. Что касается других нестандартных положений, ответ зависит от конкретного нестандартного положения. Стоит ли тратить время на переучивание - решать исключительно вам.

23 декабря, 2018 - 14:10

Павел

То есть если большую часть письма приходится на заполнения заявлений на поверхностях которые попадаются под руку, то модерн это не так уж и плохо?

23 декабря, 2018 - 18:00

Леонид Некин

Леонид Некин's picture

Именно так. Классика требует особых, "тепличных", условий в виде письменного стола.

24 декабря, 2018 - 10:16

Павел

Получается что стиль менять не обязательно. Попробовав ваши прописи пришёл к выводу что если начну по ним заниматься, то есть риск сделать почерк менее читаемым пока полностью не изменятся все написания и переходы. Известны вам методы как улучшить уже имеющийся почерк со всеми его написаниями и переходами? Просто долго и упорно, медленно переписывать тексты на листы с линейками? Возможно какие-то упражнения с фигурками есть хорошие?

25 декабря, 2018 - 23:25

Леонид Некин

Леонид Некин's picture

То, о чем вы спрашиваете, вряд ли существует. Во всем случае мне ничего близкого к этому не известно. Однако придумать собственный метод всегда проще, чем найти и освоить чужой. Наверняка, вы сами сможете лучше сообразить, что вам делать со своим почерком, чем кто-либо другой.

 Ответить  

8 ноября, 2018 - 00:26

Мария

Спасибо!

 Ответить  

24 января, 2018 - 11:37

Ольга

Здравствуйте, Леонид!

Мне очень понравились ваши прописи и шрифт. Хотелось бы их использовать, чтобы улучшить почерк моего сынишки. Но у меня есть одна проблема: он левша. И я никак не разберусь, можно ли использовать прописи с правым наклоном для левшей. Сама попробовала писать левой рукой. Я писала просто каракули, но пыталась понять, какое положение руки, ручки, бумаги, какой наклон букв позволяют писать с наименьшими усилиями. Мне показалось, что лучше всего наклонять тетрадь вправо (т.е. в противоположную сторону от той, куда ее наклоняют правши), и при этом писать буквы с наклоном влево. Не уверена, что это красиво, буквы выглядят непривычно. И к тому же это означает, что нельзя использовать ваш шрифт. И по-прежнему не понятно, как именно держать ручку. Тут осложняет проблему то, что у левшей рука закрывает написанное.
И еще одно замечание. Мы живем в Испании. Здесь они пишут буквы вертикально и тетрадь кладут прямо. А дома я с ним сама занимаюсь русским языком, и он тоже пишет буквы прямо. Может быть, это приемлемый компромисс: рука будет уставать чуть больше, чем при левом наклоне, но зато буквы выглядят не столь странно? Правда, это по-прежнему не решает вопроса с прописями, по крайней мере с кириллицей.
Вы так подробно изучили вопрос правильной постановки руки, что я очень надеюсь, что у вас есть какая-то информация или свои соображения на этот счет.

Спасибо!

24 января, 2018 - 12:05

Леонид Некин

Леонид Некин's picture

Сожалею, но, насколько я знаю, прописи с правым наклоном для левшей не подходят.

 Ответить  

18 октября, 2017 - 00:35

Ольга

Здравствуйте! По воспоминаниям жены Льва Толстого, у него был очень плохой почерк, его книги приходилось переписывать ей. Это к его захвату пера на портрете. Всё же какие-то тонкости, влияющие на почерк, были и тогда. Спасибо Вам за ваш сайт, за Вашу работу, и за подробный рассказ о разговоре с ректором☺

 Ответить  

27 февраля, 2017 - 10:41

максим

я вообще ни читал а меня ещо заставляют писать мой коментарий!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

 Ответить  

20 сентября, 2016 - 16:02

Инга

Добрый день!
Куда же в итоге должен смотреть кончик шариковой ручки? В плечо или чуть в строну, правее? Большое спасибо за сайт!

20 сентября, 2016 - 22:03

Леонид Некин

Леонид Некин's picture

В отношении кончика шариковой ручки (хорошо пишущей) действует модальность не "должен", а "может". А именно, он может смотреть и туда, и сюда. Что Вам больше подходит - зависит от Ваших конкретных обстоятельств. Поэтому - решать Вам.

 Ответить  

8 июня, 2016 - 02:54

Ольга

Уважаемый Леонид,а есть ли у Вас прописи по математике с цифрами ?

8 июня, 2016 - 18:07

Леонид Некин

Леонид Некин's picture

 Ответить  

11 марта, 2016 - 01:18

Павел Николаевич

Как специалист, работающий в области ортопедии более 25 лет, должен все же Вам заметить. Обобщу 20летний опыт. Письмо перьевыми ручками - это не простая блажь. И то, что в Германии это сохранено, это большое достижение (Вы видимо не видели как в других странах Европы пишут.... И чем. Сначала карандаш, потом - шарик или чем угодно, на выбор ученика). Вы не можете себе представить количество болезней. Как говорил мне профессор Оуен в Автралии - болезни, которые раньше были только у пожилых - теперь встречаются у детей. Перьевая ручка - ЭТО НЕОБХОДИМОСТЬ для правильной постановки руки и выработки почерка (интересно, что в старинных учебниках по каллиграфии даже и эта ручка не рекомендовалась, а рекомендовалась та, что опускается в чернилиницу. Напомню так же как позиционировалась шариковая руча на рынке вначале: как инструмент, "способный продавить до 7 копирок". Под копирку никто уже не пишет, а необходимость давить на шариковую ручку и писать почти вертикально - осталось. Какую Ласло Биро (Рейнольдс, и тд - первопроходцы "шарикового письма") подложили "свинью" - смотрите сами: просто сравните тексты (красоту, ровность, понятность) написанные в 19 веке - начале 20ого с теми, что пишут сейчас (в 1945 году шариковая ручка вышла на рынок: (ручка Рейнольдца, Нью Йорк)). Необходимось давления на шарик - вызывает болезни рук. А скелет формируется только к 25-28 годам! Так что искревление пальцев - гарантировано. Если вы замените на роллер, фломастер, и тп - вы потеряете "опору" на бумагу. Рука не сможет провести даже ровную линию. Это делает ТОЛЬКО перо (именно за счет расщепления и опооры в 2Х точках, а на в одной, как шарик - или на маленькую площадку, как у фломатсеров (Стабило, что вы упоминаете - это все же тонкий фломастер. Хотя бесспорно один из лучших для письма. Это уже с 60х годов пошло. (Tokyo Stationery Company (Japan) вывело на рынок фломастер в 1960х). Отличные перьевые ручки, возможно самые лучшие для лекций, уроков - LAMY Safari. Кстати - проверка "хорошести" перьевой ручки, метод коллекционеров: положите в ложбинку между указательным и большим пальцем. Т.е. ручка просто лежит и опирается на бумагу под действием силы тяжести. Так вот - она должна писать! (какой тут нажим!) Чтобы рука не уставала и формировался правильный захват, сейчас появились приспослобления RING PEN ULTRA: https://www.facebook.com/PencilGripsPlus/ Если все же рука уже испорчена шариковой ручкой и полным отсутсвием методики постановки руки в современных западных школах (Вы не представляете даже объем заболеваний среди детей из-за этого....) - то рекомендуется перейти на RING PEN (шариковая ручка, которую не надо сжимать). Впрочем, и при долгой работе в офисе и неизбежности письма шариком - такая ручка есть лучший вариант. Латиница и кирилица по стилю не отличаются. Если мы говорим о наклонном письме. (кстати, наклон букв обычно принят в современных методах - 67-65 град. Раньше (для письма, что Вы называет классикой - это было 52 градуса (до примерно 1900 года)). Сейчас правда появился новый метод "RT-method" для индивидуального определения угла наклона для каждого ребенка (и не только ребенка) - основанный на принципе эргономики. А так же прописи под этот индивидуальный наклон. Есть так же метод удержания ручки Профессора Оуена - http://www.ringpen.com/ABCD/
В общем, тема эта очень глубокая и тут не скажешь в 2х словах. НО главное - начинать ученику надо в такой последовательгности - карандаш (сначала толстый) - переьвая ручка (Stabilo ABC или LAMY Saffari) и уж потом - все другое. (а желательно до 25 лет вообще не писать шариковыми ручками, а освоив письмо перьевой, "набив руку" (одно из упражнений в классике каллиграфии - прописание буквы много раз на одном месте. Вот так "набивается рука") - тогда уж перезходите на фломастер типа Stabilo Point или один из лучших роллеров - Uni-ball 207 http://www.ringotools.com/logos/UNIBALL.jpg) А если пишите лекции - то идеальный вариант это этот: http://www.ringotools.com/student/

1 июня, 2018 - 13:10

Ольга

Павел Николаевич, вы бесспорно правы! Сейчас у детей сколиоз формируется оттого, что они сильно опираются на руку на столе, чтобы было необходимое усилие для письма шариком. При письме пером нажим не нужен, усилие руки только на скольжение по бумаге, при этом ручка стоит не вертикально и видно написанное хорошо, даже если сидишь ровно. При письме шариком ручка стоит вертикально и шея изгибается, так как удобнее смотреть на буквы немного сбоку. И здавствуй S образный сколиоз.

 Ответить  

3 марта, 2016 - 11:23

Лариса

Здравствуйте! Очень полезная статья! Спасибо! Я как раз сейчас работаю над коррекцией почерка сына и заодно своего (последний поистине ужасен). Спрашивала неоднократно у учителей, как нужно правильно держать ручку, и НИКТО не дал мне вразумительного ответа. Только мама моя говорит, что их учили, чтобы конец ручки смотрел в правое плечо. Уж я и так, и эдак пыталась так её взять - всё неудобно. Пока не прочитала у вас, что нужно просто повернуть предплечие :) И сразу стало понятно! Буду пробовать писать так. Как думаете, стоит ребенку в 9-10 лет переучиваться держать ручку классически? Пишут они в школе только шариковыми ручками. И еще вопрос по технике письма: вы учите своих детей писать слитно или отрывисто? У нас слитно не пошло. Нашла курсы по коррекции почерка, там учат писать отрывисто. Мне самой так нравится гораздо больше. Даже у меня стало получаться писать красиво.

5 марта, 2016 - 11:55

Леонид Некин

Леонид Некин's picture

Классика предназначена в первую очередь для перьевой ручки. Для шариковой она, в принципе, тоже подходит, но хуже. Очень уж большой потребности в классике теперь нет, но она отнюдь не помешает. Стоит ли учить классике? Это вопрос из серии - стоит ли ребенка учить играть на скрипке? Ответ: было бы очень хорошо, но обойтись можно и без этого.
Отрывисто писать, конечно, проще, и с этого имеет смысл начинать. Но скорость письма от этого страдает. Поэтому со временем лучше приучаться писать слитно две-три буквы подряд.

 Ответить  

20 ноября, 2015 - 08:09

Ирина М

Но есть же дети, которые и обычными шариковыми ручками пишут очень красиво...?

20 ноября, 2015 - 10:26

Леонид Некин

Леонид Некин's picture

По форме Ваше сообщение построено так, как будто Вы против чего-то возражаете и что-то опровергаете. Осталось разобраться по сути дела - что именно Вы хотите опровергнуть?

 Ответить  

4 ноября, 2015 - 15:41

Людмила Ивановна

Леонид, СПАСИБО за Ваши изыскания! Для себя почерпнула ОЧЕНЬ МНОГО полезной информации.

 Ответить  

1 ноября, 2015 - 23:12

maja

Очень скучная статья. А автор действительно редкая зануда.

2 ноября, 2015 - 09:57

Леонид Некин

Леонид Некин's picture

Написать скучную статью и прослыть занудой - это со всяким может случиться. Но кем надо быть, чтобы читать скучные статьи и к тому же комментировать?

 Ответить  

24 июля, 2015 - 19:25

Юлия

Почитала дореволюционный учебник каллиграфии. Все не так однозначно с постановкой руки. Одного разворота кисти недостаточно. Да, конец ручки "смотрит" в плечо, но кисть по привычке лежит на столе, а в учебнике говорится о том, что кисть почти не касается бумаги, а именно опирается только на внешнюю сторону последней фаланги мизинца. И ручка не должна лежать вообще на среднем пальце, а только упираться в ноготь. Даже на фото у Льва Толстого кисть висит в воздухе. Для меня добиться такой постановки руки пока сложно :)) Хочется вернуть ручку на намозоленную часть среднего пальца и как следует приложить всю кисть на стол :)
Жаль, очень жаль, что в школах чистописание как-то выпадает. Орфограммы и слитное письмо - вот, что больше всего волнует учителей.

18 марта, 2016 - 15:29

Яна

Как мне кажется, "классикой" намного проще писать при наклонной парте, но у нас в школах - горизонтальные, и рука быстро устает. И еще, по моим наблюдениям, шариковую ручку ближе к кончику, чем перьевую при "классике", можно держать. Если же перьевая несильно торчит из пальцев, то не видно, что ты пишешь.

 Ответить  

28 ноября, 2014 - 01:23

Юля

Хочу высказать большую признательность и благодарность за предоставление материалов, помогающих нам в начале семейного обучения. За ваш особый взгляд на какой-либо момент образования или воспитания или лечения... за ваши выводы, систематизацию информации... СПАСИБО!

 Ответить  

17 августа, 2014 - 21:03

Гость

А что скажете о такой ручке: http://www.grff-c.ru/?p=161
стоит брать?

 Ответить  

17 августа, 2014 - 00:59

Андрей

 Ответить  

17 августа, 2014 - 00:55

Андрей

Вы далеко НЕ разобрались в "классике".

27 августа, 2014 - 20:28

Леонид Некин

Леонид Некин's picture

Именно поэтому я и привел здесь ссылку на дореволюционный учебник каллиграфии. Если Вы можете дать ссылки на еще более вразумительные тексты по этой теме - милости просим.

 Ответить  

12 августа, 2014 - 17:43

Елена

Здравствуйте, Леонид. Реально ли исправить почерк в 15 лет? У сына почерк отвратительный, учителя жалуются, что не могут ничего разобрать.

27 августа, 2014 - 20:32

Леонид Некин

Леонид Некин's picture

Ничего нереального в выработке хорошего почерка в 15 лет нет, но на практике это зависит от того, сколько труда Ваш сын готов в это вложить.

 Ответить  

14 июня, 2014 - 19:01

мм

это же надо быть таким занудой, вам бы остаться в германии

24 апреля, 2015 - 11:37

Сергей

Вы сделали печальный вывод из статьи. Просто она не для Вас. А у меня сердце кровью обливается, когда я смотрю на своего первоклашку с его каракулями и ничего не могу (теперь, надеюсь, могу сказать - "не мог") сделать.

 Ответить  

29 мая, 2014 - 22:59

Полина

Леонид! Спасибо за Ваш сайт! Много, много нужного и важного наконец-то нашла.
Маленькая просьба по поводу "как держать ручку классикой": можно ли выложить снимки руки, держащей и пишущей, с разных ракурсов? Интересует положение всех пальцев руки. Пробовали многократно, но так и не сошлись во мнениях, как и где располагаются остальные пальцы.

30 мая, 2014 - 00:15

Леонид Некин

Леонид Некин's picture

Я тоже могу не знать некоторых тонкостей, но вот дореволюционный учебник по каллиграфии - тут есть несколько фотографий руки с разных ракурсов:
https://yadi.sk/d/SHRsIFg07jl3s

 Ответить  

16 апреля, 2014 - 08:54

Катерина

Спасибо большое за статью!
Моя дочь сейчас как раз осваивает нелегкие навыки письма. А я ломаю голову, как сделать, чтобы этот процесс проходил с оптимальными затратами и с максимальным результатом.

 Ответить  

20 ноября, 2013 - 14:06

Диана

Леонид, многое, о чем Вы пишите, совершенно верно, я и сама не просто так зашла на этот сайт, а скачать Ваши прописи, поскольку писать их самой нет времени. Но вот... Справедливости ради. Мы работаем в Германии, наши дети посещают здесь и детский сад, и школу. Вы описали одну единственную, судя по всему, далеко не лучшую, немецкую школу и распространили свой опыт на все остальные. Моя дочь учится в немецкой школе. Школа системы Йена План. И в их школе уделяется очень большое внимание постановке руки и почерку, что меня радует. А работы третьеклассников просто приятно взять в руки. Кстати, после начальной школы (Грунд Шуле), когда почерк уже поставлен, дети имеют право писать тем, чем им хочется. Фуллер обязателен только в начальной школе, со второго по третий класс. Мне жаль, что в школе, в которой учился Ваш сын, было по другому, но наш опыт, как минимум, говорит о том, что это не общепринято.

20 ноября, 2013 - 15:21

Леонид Некин

Леонид Некин's picture

Статья написана шесть лет назад, и с тех пор я гораздо лучше познакомился с немецкой школьной системой. Могу однозначно сказать: мое впечатление о ней нисколько не улучшилось, хотя инструкции изменились и в начальной школе писать фюллером уже не заставляют. Немецкие школы (во всяком случае, гимназии) - это возведенный в абсолют принцип "Ordnung muss sein [порядок должен быть]" при полном отсутствии у учителей какого-либо интереса к знаниям учеников. Оценки ставят не за знания (Kenntnisse), а за точность выполнения указаний учителя (Leistungen). Один Schulzwang чего стоит [насильственная доставка в школу средствами полиции] - юридическая норма, которая была введена во времена Гитлера и сохраняется до сих пор. Я уж не говорю про аресты (это официальный термин - Arrest), которые учитель неконтролируемо может назначать ученику по любому поводу, и штрафные работы (Strafarbeiten). Что же касается школ системы Йена-План - я с ними не сталкивался и охотно верю, что они хороши, но, во-первых, это преимущественно начальные школы, а во-вторых, это большая экзотика - на всю Германию 55 школ (по данным http://www.jenaplan.de/jpleinrichtungen.htm).

 Ответить  

18 октября, 2013 - 00:20

Oxana

Спасибо огромное за статью.Сын в первый пошел.Крючки палочки,буквы-ручка в право и не помогают ни какие выемки под пальцы на Стабило(фирма). А перо,делает калиграф.почерк.Хотя мы писали шариковой и ручка в плечо.А они в саду привыкли карандашами раскрашивать и дома тоже,вот и результат.

 Ответить  

3 октября, 2013 - 13:42

Vasja_slvm

Очень интересный рассказ. Вообще я тут мимо проходила, но прочитать действительно оказалось занимательно. Хороший подход к выяснению причины проблемы. Повезло, наверное, вашим детям, с родителем.

 Ответить  

3 октября, 2013 - 11:44

Aleksandr

Здравствуйте!
Уважаемый Автор! Огромная к вам просьба, создайте, возможности обучающий видео материал, о том, как правильно держать перьевую ручку для левшей!!!!!
Спасибо!

 Ответить  

30 сентября, 2013 - 20:05

Зодчий

Спасибо большое. Очень полезная статья! Я даже и не подозревал о таких тонкостях, как раз пытаемся научить дочку научиться правильно держать ручку при письме.

 Ответить  

21 сентября, 2013 - 18:54

Елизавета

Как правильно держать ручку левше?

21 сентября, 2013 - 21:15

Леонид Некин

Леонид Некин's picture

Есть два принципиально разных способа: способ Клинтона (рука снизу) и способ Обамы (рука сверху):

http://www.nytimes.com/imagepages/2011/03/08/science/08klasscnd_337.html

Который из них лучше - судить не берусь. Вот здесь можно еще посмотреть способ Обамы с другого ракурса:

http://www.studentenfutter.uni-tuebingen.de/2008_2009/index.php?option=c...

 Ответить  

19 сентября, 2013 - 21:11

Письмо

Спасибо. Актуально. Ребёнок пошёл в школу, и как оказалось их там ничему не учат. Училка рассказала как держать фюллер ))) и уселась читать журнал (может быть плейбой). Помню как нас в школе учили: учительница старательно ходила между партами, смотрела кто как держит ручку и кому нужно, самолично своей рукой выводила крючки-палочки, держа руку ученика с ручкой в своей руке. Почти каждому! класс был 40 чел!

 Ответить  

25 августа, 2013 - 01:37

Светлана

Благодарю, Леонид!!!! сын идет в первый класс и его леворукое письмо не дает мне покоя... ваша статья оказалась первой удачной подсказкой!!!! Думаю, на левшей она тоже отчасти распространяется?

Страницы: 1  2   >  >>