Образовательный проект Леонида Некина

Главная > Образование > Русский язык >

Еще несколько осмысленных действий для совершенствования устной речи

Упражнение «эхо», упомянутое на предыдущей странице, первоначально было разработано для освоения иностранных языков, но, как оказалось, оно идеально подходит и для совершенствования родного языка. Привожу примеры того, как оно может быть использовано.

Эхо-технология

Начальный уровень сложности. Я, усталый от трудового дня, лежу на диване. Передо мной стоит ребенок. Он вооружен компактным mp3-плеером, на который переписана аудиокнига, интересная нам обоим. Ребенок слушает запись через наушники короткими порциями по нескольку секунд. После каждой такой порции он повторяет для меня услышанное вслух слово в слово. Если он делает какую-либо ошибку против правил русского языка, я прошу его прослушать ту же порцию еще раз. Если ошибка повторяется, я поправляю его сам. Иногда мне для этого надо приложить ухо к наушнику и послушать проблемный кусок аудиозаписи самому. Как вариант, можно брать не просто аудиокнигу, а аудиоспектакль — и тогда ребенок будет тренировать не только устную речь, но отчасти еще и актерское мастерство.

Средний уровень. Всё то же самое, только ребенок слушает запись не порциями, а непрерывно — и непрерывно же повторяет услышанное, как бы делая два дела одновременно. Разумеется, при возникновении затруднений ему позволительно нажать на «паузу», но это должно случаться как можно реже.

Высший уровень и супер-уровень. Ребенок слушает книгу на каком-нибудь иностранном языке и параллельно передает ее содержание по-русски. Вначале с паузами, а потом, по возможности, непрерывно.

Эскпресс-зубрежка

Прием, напоминающий «эхо», можно с успехом использовать, когда требуется быстро выучить наизусть какое-нибудь стихотворение или прозаический отрывок. При этом надо иметь в виду, что в долгосрочном плане быстрое зазубривание неэффективно, но если быть реалистом, то приходится признать, что иногда без этого не обойтись. Оптимальный размер стихотворения — 12 строк, но это не критично. (Прозу следует переформатировать, разбив на строчки, подобные стихотворным.) Стихотворение учится в несколько проходов.

Первый проход. Ребенок прослушивает на плеере одну строку, пробегая одновременно глазами ее текстовый вариант. Затем он прикрывает сверху текст листом бумаги и громко, с максимальным выражением повторяет услышанное, сопровождая это каким-нибудь подходящим жестом и мимикой. Потом он открывает текст и проверяет по нему правильность своего воспроизведения. Если оказывается, что он сделал какую-то ошибку, или хотя бы просто запнулся, то он снова закрывает текст и повторяет попытку. И так — до тех пор, пока строка не будет звучать в его исполнении легко и плавно. После этого (не раньше) он переходит к следующей строке. Таким образом прорабатывается каждая строка стихотворения.

Второй проход делается точно так же, как и первый, с тем отличием, что ребенок повторяет сразу по две строки. На третьем проходе проработка ведется по три строки, на четвертом — по четыре, на пятом — по шесть, и, наконец, на последнем седьмом проходе всё стихотворение повторяется от начала до конца.

Такова «идеальная» схема, но, разумеется, ее всякий раз надо подгонять под размер конкретного стихотворения.

Рассказы и пересказы

Одно из самых высоких наслаждений, дарованных человеку, состоит в том, что человек что-то рассказывает, в то время как его слушают. Но, увы, это наслаждение доступно весьма немногим, поскольку большинство людей (даже взрослых) не умеют прилично рассказывать и не умеют прилично слушать. В школе эти навыки специально не отрабатываются, причем недавнее введение ЕГЭ, ориентированного исключительно на письменное тестирование, лишь многократно ухудшает ситуацию. Принято делать вид, будто всеми необходимыми и достаточными навыками родной устной речи люди овладевают как бы автоматически в процессе бытового общения, хотя очевидно, что это не так.

Пока дети не научились рассказывать настолько хорошо, чтобы их было интересно слушать, тяжкий труд слушателей могут взять на себя только родители. Например, ребенка можно попросить пересказать какую-нибудь книжку или фильм. Поначалу такой пересказ будет, скорее всего, не слишком вразумительным. Для того, чтобы что-нибудь понять, слушателю придется задавать массу уточняющих вопросов. Эти вопросы служат ребенку обратной связью, благодаря которой он постепенно будет совершенствоваться.

Дети обычно обожают рассказывать анектоды. И этим обстоятельством грех не воспользоваться — пусть даже анектоды эти не совсем свежие и не совсем безупречные по части лексики, пусть даже неопытному рассказчику не хватает артистизма и у него получается не очень смешно.

Особый жанр составляют рассказы о жизни самого ребенка в те периоды времени, когда родителей нет рядом, например — в школе. Тут без наводящих вопросов, как правило, не обойтись:

— Как была одета сегодня учительница математики?

— Какие на ней были туфли?

— Какая прическа?

— Какие были ее первые слова, когда она вошла в класс?

Вероятно, ребенок, ничего этого не помнит. Тогда остается только попросить его обратить на это внимание в следующий раз.

Со временем вопросы могут усложняться:

— Какими приемами пользуется ваша математичка, чтобы поддерживать дисциплину в классе?

— Кто в вашем классе неформальный лидер?

— Кто аутсайдер?

— Что делает лидер, для того чтобы быть лидером, и что делает аутсайдер, для того чтобы быть аутсайдером?

Разумеется, вопросы могут касаться и собственного поведения ребенка — но в этом случае родители должны гарантировать ему полную безнаказанность, что бы он о себе ни рассказал, будь то чистосердечное признание или хвастливое вранье. Очень полезными при этом оказываются навыки «активного слушанья». Детям, как и взрослым, очень приятно рассказывать о себе, любимых, — однако это становится возможно только тогда, когда они абсолютно уверены, что их откровения (или выдумки) не грозят им ни малейшими неприятностями.

19.09.2013

 

 

Вопросы и комментарии

14 апреля, 2018 - 10:43

алина

очень клевый сайт

 Ответить